• МстиславльМстиславль
  •   
Главная / Труд, занятость и социальная защита

Труд, занятость и социальная защита

          Какие бесплатные и общедоступные социальные услуги оказывают социальные работники отделения социальной помощи на дому?
          Социальные работники отделения социальной помощи на дому оказывают:
услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов, промышленных товаров первой необходимости;
содействие в заготовке овощей на зиму;
доставка воды;
помощь в растопке печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и водоснабжения);
сдача стеклопосуды, вещей в стирку, химчистку, ремонт;
содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений, мытье оконных стекол и оконных переплетов, протирание подоконников, очистка оконных рам от бумаг и проклейка оконных рам бумагой, мытье плафонов электроосветительных приборов, обметание пыли со стен и потолков;
внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;
содействие в организации предоставления услуг организациями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими организациями, оказывающими услуги населению;
оказание помощи в написании писем;
содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;
содействие в посещении театров, выставок и культурных мероприятий;
доставка на дом благотворительной и другой помощи);
дополнительно для граждан с умеренно и значительно сниженной двигательной активностью (2 и 3 группа): вынос мусора, очистка дорожек от снега в зимний период;
дополнительно для граждан со значительно сниженной двигательной активностью (3 группа): влажная уборка пола;
социально-реабилитационные услуги (помощь в получении талонов на прием к врачу;
содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;
содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, при необходимости сопровождение в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации);
консультативно-информационные услуги (помощь в оформлении документов; помощь и содействие в истребовании необходимых документов для получения предусмотренных законодательством льгот, гарантий и их предоставление в соответствующие органы для рассмотрения; предоставление консультаций по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридических консультаций); содействие в организации ритуальных услуг.

          Кто относится к нетрудоспособным одиноким и одиноко проживающим гражданам?
          Нетрудоспособный одинокий гражданин - нетрудоспособный гражданин, не имеющий трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.
Нетрудоспособный одиноко проживающий гражданин - нетрудоспособный гражданин, проживающий отдельно от трудоспособных членов семьи, обязанных по закону его содержать.
В свою очередь, нетрудоспособным является гражданин, достигший возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях (женщина 55 лет и старше, мужчина 60 лет и старше), инвалид I или II группы, ребенок в возрасте до 18 лет.
В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье членами семьи, обязанными по закону содержать нетрудоспособного гражданина являются трудоспособные дети, родители, супруг (супруга).

          Как предоставляется государственная адресная социальная помощь?
          Одним из видов поддержки населения является государственная адресная социальная помощь, порядок назначения которой определен Указом Президента Республики Беларусь от 14.09.2009 № 458 «О государственной адресной социальной помощи».
Государственная адресная социальная помощь предоставляется в виде ежемесячного и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности, а также на оплату (полностью или частично) жилищно-коммунальных услуг.
Право на ежемесячное социальное пособие имеют граждане (семьи) при условии, что их среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, по объективным причинам не превышает 100 % наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости). С 1 ноября 2011г. эта сумма составляет 574185 рублей.
Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом гражданина (семьи).
Ежемесячное социальное пособие назначается с месяца подачи заявления на период от одного до шести месяцев с учетом предпринимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения. Ежемесячное социальное пособие может быть назначено повторно. При этом суммарный период его выплаты в течение 12 месяцев, начиная с месяца обращения, не должен превышать 6 месяцев.
Право на единовременное социальное пособие имеют граждане (семьи), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, при условии, что их среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, не превышает 150 % критерия нуждаемости. С 1 ноября 2011 г. эта сумма составляет 862185 рублей.
Единовременное социальное пособие назначается не более одного раза в течение года. Вопрос о назначении государственной адресной социальной помощи решает комиссия по назначению государственной адресной социальной помощи райисполкома.
Более подробную информацию можно получить в органах по труду, занятости и социальной защите райисполкомов, администраций районов г.г. Бобруйска и Могилева.
С 1 апреля 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 № 41 «О государственной адресной социальной помощи».
Документ принят в целях совершенствования системы государственной адресной социальной помощи и усиления государственной поддержки населения. В систему государственной адресной социальной помощи включается обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни, предоставляемое семьям, имеющим среднедушевой доход ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного правительством, за два последних квартала, а семьям при рождении двойни или более детей - независимо от среднедушевого дохода. Указом увеличивается до 10-кратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения максимальный размер единовременного социального пособия, а также расширяются перечень технических средств социальной реабилитации, подлежащих оплате за счет средств государственной адресной социальной помощи, и круг лиц, имеющих право на ее предоставление. Также вводится новый вид социального пособия для инвалидов I группы и детей-инвалидов, имеющих IV степень утраты здоровья.
Граждане (семьи) приобретают право на одновременное обращение за предоставлением различных видов государственной адресной социальной помощи.

          Если лицо, находившееся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, выходит на работу до достижения ребенком указанного возраста, сохраняется ли право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет и в каком размере в случае выхода на работу: на условиях неполного рабочего времени (не более 0,5 ставки); на условиях полного рабочего времени.
Основываясь на нормы части восьмой статьи 185 Трудового кодекса Республики Беларусь всем лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, гарантировано право на получение пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.

          Возможно ли предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет работающему отцу, если мать ребенка не работает, не учится и не состоит на учете в службе занятости?
Статьей 185 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрено, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой соответствующего пособия вместо матери ребенка предоставляется работающим отцу или другим родственникам, членам семьи ребенка, фактически осуществляющим уход за ребенком.

          По окончании отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3-х лет работница подала заявление на имя нанимателя с просьбой установить её неполное рабочее время. Обязан ли наниматель устанавливать работнице неполное рабочее время?
Неполное рабочее время может устанавливаться по договоренности между работником и нанимателем как при приеме на работу, так и впоследствии (статья 118 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).
Установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе женщины, имеющей ребенка в возрасте четырнадцати лет - обязанность нанимателя (п.1 ч.2 статьи 289 ТК).
При неполном рабочем дне уменьшается норма продолжительности ежедневной работы, установленная правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работы у нанимателя.
При неполной рабочей неделе время может также состоять в одновременном уменьшении норм продолжительности ежедневной работы и числа рабочих дней в неделю.
Условие о работе с неполным рабочим временем включается в трудовой договор при приеме работника на работу. Переход на неполное рабочее время в период трудовой деятельности оформляется приказом (распоряжением).

          Можно ли ДОСРОЧНО использовать средства семейного капитала?
В случае если после назначения семейного капитала член (члены) семьи нуждается (нуждаются) в получении платных медицинских услуг по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Минздрав), средства семейного капитала могут быть использованы досрочно независимо от периода времени, прошедшего с даты назначения семейного капитала.
Нуждаемость в таких услугах устанавливается заключением врачебно-консультационной комиссии (ВКК) государственной организации здравоохранения. Получить эти услуги, используя средства семейного капитала, член (члены) семьи может (могут) на территории Республики Беларусь.
СПРАВОЧНО
Перечень платных медицинских услуг и Инструкция о порядке оказания организациями здравоохранения платных медицинских услуг, получаемых членом (членами) семьи при досрочном использовании средств семейного капитала утверждены постановлением Министерства здравоохранения от 06.03.2015 № 24 (далее - постановление Минздрава № 24).
Согласно указанному Перечню досрочно средства семейного капитала могут быть использованы по желанию граждан в кардиохирургии, нейрохирургии, онкологии на приобретение иных медицинских изделий вместо включенных в Республиканский формуляр медицинских изделий при выполнении сложных и высокотехнологичных вмешательств и (или) иных лекарственных средств вместо включенных в Республиканский формуляр лекарственных средств.
Право на обращение за досрочным распоряжением средствами семейного капитала и на их расходование предоставлено только тем членам семьи (и в отношении тех членов семьи), которые указаны в решении о назначении семейного капитала, либо законному представителю несовершеннолетнего члена семьи, который не относится к членам семьи (если таковой имеется).
Дополнительное право предоставляется детям, которые не были включены в состав семьи при назначении семейного капитала, но на дату обращения за его досрочным распоряжением воспитываются в семье. Это дети, рожденные, усыновленные (удочеренные), возвращенные в семью (в связи с их отобранием без лишения родительских прав или в связи с восстановлением в родительских правах) после назначения семейного капитала.

          На какие нужды можно использовать средства семейного капитала?
Средства семейного капитала предоставляются семьям для использования в Республике Беларусь в безналичном порядке по одному или нескольким направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования; получение услуг в сфере социального обслуживания, здравоохранения; формирование накопительной (дополнительной) пенсии матери (мачехи) в полной семье, родителя в неполной семье.

          Когда семья может получить возможность использовать средства семейного капитала?
Право на распоряжение средствами семейного капитала предоставляется по истечении 18 лет с даты рождения ребенка, в связи с рождением, усыновлением (удочерением) которого семья приобрела право на назначение семейного капитала.
Средства семейного капитала могут быть использованы досрочно в полном объеме либо по частям в безналичном порядке на получение членом (членами) семьи платных медицинских услуг, оказываемых организациями здравоохранения, в порядке и по перечню, определяемым Министерством здравоохранения.

          Кто из членов семьи должен выступать заявителем при обращении за назначением семейного капитала?
Первоочередное право на назначение семейного капитала предоставлено матери (мачехе) в полной семье, родителю в неполной семье, усыновителю (удочерителю). Если в полной семье мать (мачеха) не имеет права на назначение семейного капитала (например, не является гражданкой Республики Беларусь), такое право имеет отец (отчим) при соблюдении вышеназванных условий.

           Какие документы необходимо предоставить для назначения семейного капитала?
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» граждане для назначения семейного капитала должны представляют следующие документы:
заявление;
паспорт;
свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей (в возрасте до 18 лет), учитываемых в составе семьи;
свидетельство о браке и документ, удостоверяющий личность супруга (супруги), – для полных семей;
свидетельство о смерти супруги (супруга), копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, – для неполных семей;
копия решения суда об усыновлении – для усыновителей ребенка (детей);
соглашения о детях, копия решения суда о расторжении брака (выписка из решения), определяющие родителя, с которым проживает ребенок (дети), копия решения суда о лишении родительских прав второго родителя либо об отобрании ребенка без лишения родительских прав, копия решения суда, определения о судебном приказе о взыскании алиментов, свидетельство о смерти второго родителя или другие документы, подтверждающие факт воспитания ребенка (детей) в семье одного из родителей, – в случае необходимости подтверждения воспитания ребенка (детей) в семье одного из родителей.

          Работник работает по контракту, срок действия которого заканчивается только через год. В настоящее время работник нашёл высокооплачиваемую работу и хочет расторгнуть контракт. Однако наниматель не желает прекращать с ним трудовые отношения. Каким образом работник может уволиться до истечения срока контракта?
Одним из отличий контракта от иных видов трудовых договоров является то, что при его заключении работник и наниматель на договорной основе определяют срок его действия. Изменение срока контракта, как продление, так и досрочное прекращение, осуществляется также по соглашению сторон. Таким образом, контракт может быть досрочно прекращён по соглашению сторон по пункту 1 статьи 35 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК), если работник и наниматель достигли соглашения о прекращении контракта в определённый ими срок.
Прекращение контракта по желанию работника невозможно, так как по данному основанию могут быть уволены только работники, с которыми заключены трудовые договоры на неопределённый срок.
Статья 41 ТК устанавливает право работника требовать от нанимателя уволить его досрочно до истечения срока контракта при наличии следующих обстоятельств:
- болезнь или инвалидность работника, препятствующие выполнению работы по трудовому договору (подтверждается медицинским заключением);
- нарушение нанимателем законодательства о труде, коллективного договора, трудового договора (устанавливается уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом);
- другие уважительные причины, препятствующие выполнению работы по трудовому договору.
Уважительность причин оценивает наниматель, а при возникновении спора – суд.
К уважительным причинам могут относиться, например, состояние здоровья, выход на пенсию, изменение места жительства, необходимость ухода за больными членами семьи. Доказательства уважительности причин для досрочного расторжения контракта предоставляет работник.