•   
  • МстиславльМстиславль
Главная / Районные службы / РОВД информирует

С 22 ноября по 1 декабря 2021 года проводится профилактическая акция "Декада кибербезопасности"

15.11.2021

Базовые правила «общения» с телефонными мошенниками

Телефонное мошенничество было и остается одним из наиболее распространенных способов обмана граждан. Обычно цель — завладеть чужими денежными средствами. Как понять, что на другом конце трубки мошенники, и как реагировать на подобные звонки:

Основное правило: не сообщайте данные 

Это правило даже можно назвать «нулевым» – ни при каких обстоятельствах не сообщайте по телефону свои конфиденциальные данные. Необходимо помнить, что банки и другие легитимные организации никогда не потребуют у вас озвучить код из смс, CVV и так далее. Запрос конфиденциальной информации - самый явный признак мошенничества.

Перезвоните

При малейшем подозрении необходимо завершить звонок и перезвонить на официальный телефон той организации, от которой якобы поступил первичный вызов. В случае банка, например, телефон можно найти на обратной стороне карты, либо в личном кабинете онлайн-банкинга. Стоит отметить, что помимо финансовых организаций и силовых организаций, мошенники также любят представляться сотрудниками вашего сотового оператора.

Задайте контрольный вопрос 

Договоритесь с близкими и родственниками о контрольном слове или коротком вопросе, который позволит удостовериться, что звонит не мошенник. Данная мера может показаться чрезмерной, однако часто мошенники пытаются вывести собеседника из равновесия, говоря о том, что близкому человеку грозит опасность. Мы в любом случае должны иметь «холодную» голову и на 100% быть уверенными в том, что звонит именно тот, кого мы слышим, а не робот или злоумышленник.

Никаких ссылок

Не реагируйте на сообщения с незнакомых номеров, в которых указаны ссылки для скачивания стороннего ПО или переход на какие-либо веб-страницы с целью получения, например, выигрыша в лотерее (особенно, если ни в каком конкурсе вы не участвовали) и так далее. Такие действия чреваты установкой на ваш телефон вирусного ПО, а также кражей данных и денежных средств.

Не переводите деньги

Следующий совет вытекает из предыдущего, но стоит его выделить отдельно: игнорируйте сообщения от незнакомых номеров с просьбой перевода денежных средств. Мошенники могут написать от лица близких родственников (причем, не факт, что у вас такие родственники вообще есть – мошенники делают массовые рассылки, стремясь попасть в большее количество людей). Выходом опять же будет звонок с уточнением на номер человека, от лица которого действуют мошенники. 

Не перезванивайте 

Не стоит перезванивать по незнакомым номерам (если у вас есть такая возможность). Зачастую можно заметить вызов на телефон, который тут же прерывается. Естественное желание -  перезвонить, чтобы узнать, кто звонил. Однако мошенники часто используют платные номера – если вы перезвоните на такой номер, с вас начнет списываться поминутная оплата.

Ошибка перевода: свяжитесь с банком

Если вам приходит смс о зачислении средств, а вы не имеете к этому отношения, есть вероятность мошенничества. В случае с балансом мобильного телефона, у человека, который отправил вам денежную сумму, есть возможность оспорить операцию – если вы самостоятельно переведете деньги обратно, мошенники потом еще раз спишут с вас такую же сумму денег. То же самое касается и банковских переводов – лучше не переводить полученные денежные средства самостоятельно, а обратиться в банк с заявлением об ошибочном зачислении.
Проверяйте источники
Так как актуальные новости зачастую становятся еще одним инструментом убеждения у мошенников, всегда стоит перепроверять в официальных источниках информацию, которую сообщает звонящий. Коронавирус для всех является крайне актуальной и острой темой, в связи с чем особо участились случаи мошенничества, связанные с вакцинацией или социальными выплатами.
Все эти правила – базовые при общении с мошенниками, но каждый день изобретаются новые способы обмана. Иногда этому способствует развитие технологической базы, которую злоумышленники также берут на вооружение – к примеру, создание «голосового клона», который способен имитировать речь реально существующего человека, тем самым еще больше втираясь в доверие к потенциальной жертве. Технология пока широко не используется из-за сложностей создания дипфейка, однако стоит подготовиться и к такому. Противостояние подобному типу мошенничества аналогично с мерами защиты от обычного, телефонного – при малейших сомнениях нужно сбрасывать звонок и перезванивать самостоятельно.
Опасность состоит еще и в том, что злоумышленники используют подмену телефонного номера – у абонента высвечивается номер, вроде как похожий на легитимную организацию (например, начинающийся с +357), но на самом деле это звонок с неизвестного мобильного. 
Лучше быть наиболее осмотрительным и недоверчивым, чем попасться на удочку мошенников. Украденные суммы ограничиваются лишь только жадностью злоумышленника, поэтому один такой звонок может стать серьезным испытанием. Не забывайте всегда напоминать базовые правила безопасности своим родным и близким, в особенности детям и пожилым людям, так как они наиболее уязвимы.

Безопасность в интернете 

Профилактика киберпреступлений