Насильственные посягательства в сфере семейно-бытовых отношений представляют собой реальную и потенциальную опасность для социального здоровья семьи и общества. Насилие в семье как естественной и основной ячейке общества подрывает основы её жизнедеятельности, нарушает безопасность общества в целом.
Одной из эффективных мер противодействия домашнему насилию является привлечение виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, за нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенных в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания.
В качестве мер, применяемых к лицам, допускающим насилие в быту, можно выделить следующие:
- Меры общей профилактики правонарушений.
- Меры индивидуальной профилактики правонарушений.
- Привлечение к административной ответственности.
- Привлечение к уголовной ответственности:
- Направление в лечебно-трудовые профилактории.
- Ограничение в дееспособности лиц, ставящих свою семью в тяжелое материальное положение по причине злоупотребления спиртными напитками.
К лицам, совершающим правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, применяется вынесение защитных предписаний, т.е. установление агрессору ограничений на совершение определенных действий.
Защитным предписанием гражданину, в отношении которого оно вынесено, запрещается:
· предпринимать попытки выяснять место пребывания гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) находится (находятся) в месте, неизвестном гражданину, совершившему насилие в семье;
· посещать места нахождения гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, если этот гражданин (граждане) временно находится (находятся) вне совместного места жительства или места пребывания с гражданином, в отношении которого вынесено защитное предписание;
· общаться с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье, временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью. При отсутствии письменного согласия пострадавшего от насилия в семье установление вышеуказанных обязанности и запрета защитное предписание может быть согласовано с прокурором, если потерпевший от насилия в быту находится в зависимости от гражданина, в отношении которого вынесено защитное предписание, либо по иным причинам не способен самостоятельно защитить свои права и законные интересы.
Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено. Ограничения на совершение определенных действий по отношению к лицу, допустившему насилие в семье, устанавливаются руководителем органа внутренних дел или его заместителем на срок от трех до тридцати суток со дня объявления защитного предписания.
В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью в следующие организации, тесно взаимодействующие с ОВД:
1. Территориальные центры социального обслуживания населения (ТЦСОН). В штате МРЦСОН имеется психолог, специалисты по социальной работе, которые могут помочь разобраться в сложившейся ситуации, при необходимости перенаправить жертв семейного насилия в соответствующие учреждения. Кроме этого при ТЦСОН организована работа «кризисной» комнаты. «Кризисные» комнаты предоставляют приют гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим от домашнего насилия. В «кризисную» комнату могут обратиться граждане в возрасте от 18 лет, подвергшиеся любым формам физического и психологического насилия со стороны мужа или других лиц, либо по другим причинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2. Медицинские учреждения. Оказывают необходимую медицинскую помощь, фиксируют причиненные телесные повреждения, информируют о произошедшем территориальные ОВД.
3. Религиозные организации. Оказывают социальную (предоставление временного приюта); духовную и психологическая помощь (Сестричество в честь преподобной Ефросиньи Полоцкой).
4. Общественные организации. В Республике Беларусь существует ряд общественных организаций, которые могут оказать психологическую, социальную, иногда и юридическую помощь.
Старший инспектор профилактики ООПП Мстиславского РОВД
майор милиции Ермакова Н.Н.