Права заявителей определены статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Так, заявители имеют право:
подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием;
знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению их обращений (за исключением материалов, содержащих информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено), в том числе делать выписки из этих материалов, осуществлять их фотосъемку;
представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;
отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу;
получать ответы (уведомления) на обращения;
обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Установленный перечень прав заявителей неисчерпывающий. Другие права могут предусматриваться как Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (например, право выбора формы ответа на электронное обращение, право на привлечение представителя и т.д.), так и иными актами законодательства.
Закрепляя за заявителями широкий круг прав, Закон одновременно возлагает на них и определенные обязанности. Так, в соответствии со статьей 8 Закона заявители обязаны:
соблюдать требования указанного Закона;
подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией;
вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений;
своевременно информировать организации, индивидуальных предпринимателей об изменении своего места жительства (места пребывания) или места нахождения в период рассмотрения обращения;
исполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право:
запрашивать в установленном порядке документы (их копии) и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях;
обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения;
осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Следует отметить, что невыполнение этих обязанностей может существенно затруднить, а в некоторых случаях сделает невозможным качественное и всестороннее рассмотрение обращений государственными органами и другими организациями.
Прежде всего, обращает на себя внимание обязанность вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Данная норма призвана способствовать построению взаимоуважительного и конструктивного диалога между заявителями и органами, рассматривающими обращения. Невыполнение заявителями рассматриваемой обязанности может повлечь соответствующие негативные последствия: оставление обращения без рассмотрения по существу; привлечение к ответственности в соответствии с законодательными актами.
Как и в части прав, перечень обязанностей заявителей не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут быть определены и иные их обязанности.