О порядке подачи электронных обращений в государственные органы и государственные организации.
Со 2 января 2023 года в связи со вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях) действует новый порядок подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
Заявители подают такие обращения через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) (http://обращения.бел).
Другие способы подачи электронных обращений в настоящее время не применяются в работе. Например, направленное обращение на адрес электронной почты государственного органа или государственной организации не будет учитываться и рассматриваться в рамках Закона об обращениях.
О возможности подачи обращений через систему учета обращений.
Система учета и обработки обращений обеспечивает возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создан отдельный сайт (http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо пройти регистрацию. Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.
Через свой личный кабинет заявитель может направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет.
Подача обращений в системе учета и обработки обращений доступна только зарегистрированным пользователям. Лицо, подающее обращение, может быть физическим лицом или юридическим лицом. В системе учета и обработки обращений могут быть поданы как индивидуальные обращения, так и коллективные.
О способах регистрации заявителей в системе учета и обработки обращений.
Заявители регистрируются в системе учета и обработки обращений путем внесения в форму регистрации на интернет-сайте следующих сведений о себе:
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес места жительства (места пребывания), абонентский номер сотовой электросвязи, адрес электронной почты – для физического лица;
учетный номер плательщика, наименование, адрес места нахождения организации, а также фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), адрес электронной почты и абонентский номер сотовой электросвязи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, – для юридического лица.
При этом один адрес электронной почты и один абонентский номер сотовой электросвязи могут быть использованы для регистрации не более одной учетной записи заявителя.
В ходе регистрации заявитель подтверждает абонентский номер сотовой электросвязи путем внесения кода подтверждения, полученного в СМС-сообщении на указанный номер.
По завершении регистрации заявителя система учета и обработки обращений в автоматическом режиме формирует личный электронный кабинет заявителя. Активация заявителем личного электронного кабинета осуществляется при первичном входе.
После активации личного электронного кабинета для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений:
заявитель, являющийся юридическим лицом, использует средство ЭЦП;
заявитель, являющийся гражданином, может использовать:
логин и пароль, сформированные им при регистрации в системе учета и обработки обращений;
логин и пароль, сформированные в процессе регистрации в национальной почтовой электронной системе;
средство ЭЦП.
О сервисах и возможностях, которых предоставляет система учета и обработки обращений
Система учета и обработки обращений обеспечивает:
идентификацию, аутентификацию и авторизацию пользователей системы учета и обработки обращений;
возможность подачи заявителями электронных обращений в государственные организации;
формирование личных электронных кабинетов пользователей системы учета и обработки обращений;
формирование уникального номера обращения при поступлении электронного обращения в систему учета и обработки обращений, регистрации в ней письменных и устных обращений;
централизованный учет и хранение электронных и письменных обращений, поступивших в государственные организации, ответов (уведомлений) на них, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу;
автоматизацию процессов рассмотрения электронных, письменных и устных обращений в государственных организациях;
осуществление контроля за рассмотрением электронных, письменных и устных обращений в государственных организациях;
формирование отчетности по обращениям;
направление заявителям ответов (уведомлений) на электронные обращения, информирование заявителей о статусе рассмотрения электронных обращений.
О преимуществах электронной формы обращений через систему учета и обработки обращений.
Вместо необходимости заполнения специализированной формы на каждом интернет-сайте государственного органа или иной государственной организации заявителю предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к системе учета и обработки обращений. Система учета и обработки обращений позволяет заявителю отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится электронное обращение. При этом вся информация о поданных электронных обращениях и полученных на них ответах (уведомлениях) доступна заявителю в одном месте посредством личного электронного кабинета в системе.