• МстиславльМстиславль
  •   
Главная / Информация

Суицидальное поведение подростков

22.09.2014

Суицидальное поведение подростков
Проблема суицидального поведения практически не встречается среди младших школьников, но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. И, несмотря на то, что само по себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания.
Один из наиболее распространенных мотивов психологи называют демонстрацию или манипуляцию. Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков». Ими могут быть как сверстники своего или противоположного пола, так и родители. Нередко попытка суицида возникает, когда подросток чувствует угрозу утраты родительской любви: рождение в семье младшего ребенка, появление отчима или мачехи, развод родителей и ряд других причин. Попытка может быть предпринята как средство запугивания, без серьезного намерения уйти из жизни. Однако опасность вся в том, что начатые действия могут обернуться трагедией.
Другой вид мотивов суицидального поведения — переживание тупика или безысходности. Риск таких переживаний у подростков особо велик из-за высокой тревожности, типичной для возраста, а также недостаточности социального опыта, когда какая-либо житейская ситуация воспринимается подростком как безысходная. Подросток считает, что оставаться в такой ситуации невозможно, а изменить ее нет сил.
Не следует также забывать и такой мотив, как следование групповой норме. Время от времени мы слышим о самоубийствах подростков, попавших под влияние тоталитарных сект или увлекшихся компьютерными играми с предсказанием даты своего ухода из жизни. В таких ситуациях у подростка желание испытать яркие и острые ощущения, не осознавая, что они отрицательные и губительные для него.
Семья — вот тот первоначальный социум для подростка, в котором должны решать все его проблемы. Родители ни в коем случае не должны оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка. Вместе с ребенком нужно анализировать каждую трудную ситуацию, даже если она происходит между взрослыми членами семьи. С раннего детства следует учить ребенка принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Не следует опаздывать с ответами на вопросы ребенка по различным проблемам физиологии. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически или морально, помогите ему и поддержите, укажите возможные пути решения возникших проблем.
Научите вашего ребенка доверять вам, и тогда вы будете знать, чем он живет, о чем думает и о чем мечтает. А, как известно, предупрежден — значит вооружен!
А.ШМАТОВА, УИ ИДН Мстиславского РОВД лейтенант милиции.