Меню
Председатель Мстиславского районного исполнительного комитета
Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
Единый день информирования
Госпромнадзор информирует
Районный отдел Следственного комитета РБ информирует
Мстиславское отделение Департамента охраны МВД информирует
Районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует
Районный отдел по чрезвычайным ситуациям информирует
Профилактика правонарушений
Противодействие коррупции
Доска почёта
Календарь культурных событий
Статистический обзор белорусской молодёжи
Государственная молодежная политика Республики Беларусь представляет систему социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан Республики Беларусь, осуществляемых государством для социального становления, развития молодежи и наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества.
Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признается главным приоритетом государственной молодежной политики Республики Беларусь. В его реализацию вовлечены без исключения все государственные органы и организации всех форм собственности, общественные объединения, гражданское общество, что позволяет создать систему социальных, экономических, политических, организационных и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан.
В Беларуси выстроена система поддержки молодежи от получения самого востребованного и престижного образования до гарантированного трудоустройства выпускников и реальной помощи молодым гражданам и их семьям.
Созданная в нашей стране нормативная правовая база, позволяет осуществлять значительную государственную поддержку всем категориям молодежи и молодежных общественных объединений, является одной из наиболее полных среди аналогичного законодательства стран СНГ для взаимодействия государства и молодежи в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь утверждена стратегия развития государственной молодежной политики Беларуси до 2030 года (постановление Совета Министров от 19 июня 2021 года № 349), направленная на создание условий для востребованности молодежи в стране, усиление вовлеченности молодых граждан в реализацию государственных задач по общественно-политическому и социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Она разработана с учетом международного опыта стратегического планирования молодежной политики в странах СНГ и дальнего зарубежья, на основании социологического исследования «Ситуация в молодежной среде Республики Беларусь», которое позволило проанализировать основные тенденции, выявить риски и приоритеты.
Стратегия предусматривает систему подходов к созданию необходимых условий для реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь, эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии Беларуси, а также определяет основные приоритеты, задачи этой деятельности и механизмы реализации на долгосрочную перспективу, до 2030 года, является руководством для деятельности всех заинтересованных в работе с молодежью на республиканском и местном уровнях, носит межсекторальный характер и предполагает тесное межведомственное взаимодействие в реализации совместных программ, проектов и мероприятий, которые ориентированы на молодых граждан. Через все направления стратегии проходит формирование личностных патриотических качеств молодежи.
Справочно:
Основные приоритеты Стратегии:
В качестве инструмента среднесрочного планирования в рамках Стратегии выступает подпрограмма «Молодежная политика» Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021-2025 гг., а план конкретных мероприятий по реализации подпрограммы – формой краткосрочного планирования. Такое двухступенчатое планирование позволяет оперативно корректировать план действий с учетом изменений общественных отношений с участием молодежи под воздействием социальных, экономических и политических факторов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах государственной молодежной политики» в нашей стране работа с молодежью реализуется по следующим основным направлениям:
Законодательство
Нормативные правовые акты по вопросам реализации государственной молодежной политики
1. Об основах государственной молодежной политики
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2021 – 2025 годы
2. Содействие реализации права молодежи на объединение, реализация молодежных общественно значимых инициатив
3. Государственная поддержка талантливой и одаренной молодежи, поддержка в получении образования, поддержка молодых специалистов
4. Государственная поддержка молодых семей
5. Содействие реализации права молодежи на труд
Молодой специалист
1. Кто считается молодым специалистом? Молодыми специалистами являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений, закончившие полный курс обучения за счёт средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленные на работу комиссией по персональному распределению по схеме: распределение - окончание образования (только дневная форма), получение диплома (для врачей + интернатура) — направление на работу — прибытие на место работы.
2. Имеет ли статус молодого специалиста выпускник, обучавшийся за счет собственных средств? В соответствии с пунктом 5 статьи 84 Кодекса Республики Беларусь об образовании, выпускники, получившие высшее или среднее специальное образование в дневной форме получения образования за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, по их желанию и при наличии мест работы, оставшихся после распределения, направляются на работу, соответственно являются молодыми специалистами, и по прибытии на работу они имеют все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством молодым специалистам.
3. Кто такие молодые специалисты - «целевики»? Целевая подготовка специалистов - это договоренность между государственными предприятием или организацией с одной стороны и учреждением образования с другой. В рамках этой договоренности предприятие посылает в учреждение образования заявку на подготовку конкретного специалиста по конкретной (необходимой предприятию) специальности.
При поступлении для «целевиков» устанавливается отдельный конкурс (в рамках контрольных цифр, доведенных до учреждения образования). При этом их обучение также финансируется за счет бюджетных средств. Молодой специалист - «целевик» должен работать по распределению именно у того нанимателя, который подавал изначальную заявку, на основании которой и был осуществлен целевой набор абитуриентов.
4. В каком случае выпускник не имеет статуса молодого специалиста? Если выпускник получил справку о самостоятельном трудоустройстве, то статуса молодого специалиста он не имеет, в том числе после полного срока отработки.
5. Приём на работу. На нанимателе лежит обязанность принять на работу прибывшего молодого специалиста и обеспечить ему условия, указанные в свидетельстве о направлении на работу. Положением установлен запрет на увольнение молодых специалистов или на перевод на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания срока работы по распределению. Исключение составляет:
— ТК) и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, предусмотренных в пунктах 1-3,5,6 статьи 44 Трудового кодекса.
С молодыми специалистам при приеме на работу заключается контракт или трудовой договор на определенный срок. Независимо от формы собственности и хозяйствования наниматель не вправе отказать молодому специалисту в заключении трудового договора (контракта), который, к слову, заключается без предварительного испытания.
6. Может ли молодой специалист пойти работать по распределению на место работника, находящего в отпуске по беременности и родам? Может. Молодого специалиста могут принять на работу на период выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым, в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь, сохраняется место работы. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 ТК, с молодым специалистом заключается срочный трудовой договор.
7. Что ждет молодого специалиста, взятого на работу на время декретного отпуска основного работника, который вышел на работу раньше окончания отпуска? После того, как основной работник выйдет из отпуска по уходу за ребенком, молодому специалисту должны предоставить другое рабочее место, обеспечивающее возможность отработки обязательного срока распределения, а при невозможности - выдать письменный отказ, чтобы работник мог обратиться в свое учреждения образование за перераспределением.
8. Срок отработки. Молодой специалист обязан отработать 1 год после получения профессионально-технического образования (по целевому направлению — 2 года) и 2 года после получения среднего специального или высшего образования (по целевому — 3 года, среднее специальное, и 5 лет — высшее образование). Соответственно, не допускается заключение трудового договора с данными категориями работниками на меньший срок. В срок отработки молодому специалисту засчитывается отпуск по уходу за ребенком до трех лет и служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь, иных войсках и воинских формированиях. А для лиц, получивших высшее образование по профилю образования «Здравоохранение», срок обязательной работы исчисляется с даты заключения трудового договора по должности врача- специалиста.
9. Входит ли в отработку по распределению работа во время обучения в университете? Нет. Срок отработки исчисляется со дня заключения трудового договора (контракта) между молодым специалистом и нанимателем. Поскольку студент не является молодым специалистом во время обучения в учебном заведении, то и работа в указанном случае не учитывается.
10. Учитывается ли в отработку по распределению работа до перераспределения? Да. При распределении учитывается весь срок отработки после окончания учреждения образования.
11. Какие денежные выплаты предусмотрены молодым специалистам?
Денежная помощь выплачивается:
Направленным для работы в качестве педагогических работников выпускникам учреждением образования выплачивается денежная помощь за 45 календарных дней за счет средств республиканского или местных бюджетов из расчета месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии), не позднее выдачи свидетельства о направлении на работу.
В случае, если молодые специалисты и выпускники не получали стипендии в последнем перед выпуском семестре (полугодии), им выплачивается соответствующая денежная помощь из расчета социальной стипендии, установленной на дату выпуска.
И, конечно, дополнительные выплаты, которые предусмотрены коллективным договором, у каждой организации свои.
12. В какой срок производится выплата денежной помощи? Выплата денежной помощи осуществляется нанимателем в месячный срок со дня заключения трудового договора (контракта) с выпускником в полном размере независимо от количества использованных им дней отдыха.
13. Какие пособия гарантированы молодым специалистам в связи с переездом (единовременное пособие в связи с переездом)? В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Республики Беларусь, работникам, лицам, завершившим обучение, переезжающим на работу в другую местность в связи с переводом, направленным в порядке организованного набора либо в соответствии с предварительной договоренностью, заключенными договорами или заявками, возмещаются: единовременное пособие на самого работника, лицу, завершившему обучение, в размере его месячной тарифной ставки (оклада) по новому месту работу и на каждого переезжающего члена семьи в размере одной четвертой пособия на самого работника, лицу, завершившему обучение.
14. Выплачивается ли единовременное пособие молодыми специалистам, если они направлены на работу по месту своего постоянного жительства? В случае, если молодой специалист направлен на работу по месту своего постоянного места жительств, единовременное пособие в связи с переездом не выплачивается. При этом местом постоянного места жительства до направления по распределению признается тот населенный пункт, где студент (учащийся) проживал до поступления на учебу.
15. Выплачивается ли единовременное пособие молодым специалистам, если они направлены на работу по месту нахождения учреждения образования, где они обучались? Молодым специалистам и членам их семей, направленным на работу в порядке персонального распределения по месту нахождения учреждения образования, где они обучались, единовременное пособие в связи с переездом выплачивается, если они до обучения постоянно проживали в другой местности. Если к моменту распределения студент (учащийся) получил постоянную прописку в населенном пункте, где находится учреждение образования и куда он направлен на работу, то права на получение указанного пособия он не имеет.
16. Должен ли наниматель предоставлять жильё? Предоставление жилья по месту распределения, к сожалению, законодательство молодым специалистам не гарантирует. Единственная гарантия в этой сфере, закрепленная на государственном уровне, — право молодого специалиста, который прибыл по месту распределения, приниматься на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, без дополнительных требований.
Гарантии молодым специалистам (молодым рабочим)
Трудоустройство