Меню
Председатель Мстиславского районного исполнительного комитета
Приём обращений граждан и юридических лиц c 8.00
Единый день информирования
Госпромнадзор информирует
Районный отдел Следственного комитета РБ информирует
Мстиславское отделение Департамента охраны МВД информирует
Районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды информирует
Районный отдел по чрезвычайным ситуациям информирует
Профилактика правонарушений
Противодействие коррупции
Доска почёта
Календарь культурных событий
Порядок подачи и рассмотрения обращений
Обращения подаются заявителями в письменной или электронной форме, а также излагаются в устной форме.
Письменные обращения подаются нарочным (курьером), посредством почтовой связи, в ходе личного приема, путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений.
Устные обращения излагаются в ходе личного приема.
Электронные обращения подаются через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (https://обращения.бел). Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.
Обращения подаются в организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.
Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном настоящим Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.
Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.
Если решение вопросов, изложенных в ходе личного приема, не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием, соответствующие должностные лица не рассматривают обращение по существу, а разъясняют, в какую организацию следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращении.
Если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Законом для письменных обращений.
Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее пяти рабочих дней направляются организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.
Запрещается направлять жалобы в организации, действия (бездействие) которых обжалуются, за исключением случаев, когда рассмотрение такой категории обращений относится к исключительной компетенции этих организаций.
О праве граждан и юридических лиц на обращение
Конституционное право каждого на обращение закреплено в статье 40 Конституции Республики Беларусь и осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».
Граждане Республики имеют право:
Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Граждане Республики Беларусь реализуют право на обращение путем подачи (внесения):
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации;
замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя, реализующих товары, выполняющих работы, оказывающих услуги.
Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели реализуют право на обращение путем подачи:
письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений) и устных обращений в организации;
электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, представительства иностранных организаций пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.
Право на обращение реализуется заявителями добровольно. Осуществление заявителями их права на обращение не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц, наносить ущерб национальной безопасности и интересам общества и государства, создавать препятствия законной деятельности организаций.
Граждане реализуют право на обращение лично либо через своих представителей. Личное участие граждан при подаче и рассмотрении обращений не лишает их права иметь представителей, равно как и участие представителей не лишает граждан права на личное участие при подаче и рассмотрении обращений.
Письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями. Устные обращения недееспособных граждан излагаются на личном приеме их законными представителями.
Юридические лица реализуют право на обращение через свои органы или своих представителей (далее, если не определено иное, – представитель юридического лица).
Представители заявителей при подаче и рассмотрении обращений могут совершать действия, право на осуществление которых имеют заявители, в пределах предоставленных им полномочий.
Представители заявителей осуществляют свои полномочия на основании актов законодательства, либо актов уполномоченных на то государственных органов, либо доверенности, оформленной в порядке, установленном гражданским законодательством.
Права и обязанности заявителей при обращении
Права заявителей определены статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Так, заявители имеют право:
Установленный перечень прав заявителей неисчерпывающий. Другие права могут предусматриваться как Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (например, право выбора формы ответа на электронное обращение, право на привлечение представителя и т.д.), так и иными актами законодательства.
Закрепляя за заявителями широкий круг прав, Закон одновременно возлагает на них и определенные обязанности. Так, в соответствии со статьей 8 Закона заявители обязаны:
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право:
Следует отметить, что невыполнение этих обязанностей может существенно затруднить, а в некоторых случаях сделает невозможным качественное и всестороннее рассмотрение обращений государственными органами и другими организациями.
Прежде всего, обращает на себя внимание обязанность вежливо относиться к работникам организаций, индивидуальным предпринимателям и их работникам, не допускать употребления нецензурных либо оскорбительных слов или выражений. Данная норма призвана способствовать построению взаимоуважительного и конструктивного диалога между заявителями и органами, рассматривающими обращения. Невыполнение заявителями рассматриваемой обязанности может повлечь соответствующие негативные последствия: оставление обращения без рассмотрения по существу; привлечение к ответственности в соответствии с законодательными актами.
Как и в части прав, перечень обязанностей заявителей не является исчерпывающим, поскольку законодательными актами могут быть определены и иные их обязанности.
Способ подачи электронного обращения в райисполком
В связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 28.06.2022 № 176-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» со 2 января 2023 года изменился порядок подачи электронных обращений.
Электронные обращения подаются через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (https://обращения.бел). Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно.
Действовавший ранее способ подачи электронных обращений в облисполком — размещение в специальной рубрике на официальном сайте организации в сети Интернет — в настоящее время не используется.
Электронные обращения, направленные в облисполком иными способами, не подлежат приему и регистрации.
Порядок подачи и рассмотрения электронных обращений граждан регулируется «Об обращениях граждан и юридических лиц» (аналогичен порядку, установленному для письменных обращений, с учетом некоторых особенностей).
Подача обращений.
Электронные обращения направляются в облисполком посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (обращения.бел).
Обращаем внимание! Согласно пункту 2 статьи 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее — Закон об обращениях) обращения подаются в государственные органы, организации, индивидуальным предпринимателям, к компетенции которых относится решение вопросов, изложенных в обращениях.
Требования, предъявляемые к электронным обращениям в соответствии со статьями 12, 25 Закона обращениях.
Электронное обращение излагается на белорусском или русском языке.
Электронное обращение гражданина в обязательном порядке должно содержать:
Электронное обращение юридического лица в обязательном порядке должно содержать:
Важно!
К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться документы в электронном виде, подтверждающие их полномочия.
Суть электронного обращения не может излагаться посредством ссылок на интернет-ресурсы.
Тест обращения должен поддаваться прочтению.
Не допускается употребление в обращениях нецензурных либо оскорбителях слов или выражений.
Внимание!
Несоблюдение вышеуказанных требований, предъявляемых к электронным обращением, может стать основанием для принятия решения об оставлении обращения без рассмотрения по существу.
Направление ответов (уведомлений) на электронные обращения.
Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются посредством системы учета и обработки обращений, за исключением случая, когда заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ.
Оставление обращения без рассмотрения по существу.
На основании статьи 15 Закона об обращениях электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу если:
Сроки рассмотрения обращений.
Электронные обращения должны быть рассмотрены не позднее 15 дней со дня регистрации, а требующие дополнительного изучения и проверки — не позднее 1 месяца.
О государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системе учета и обработки обращений граждан и юридических лиц
О порядке подачи электронных обращений в государственные органы и государственные организации.
Со 2 января 2023 года в связи со вступлением в силу новой редакции Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях) действует новый порядок подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации.
Заявители подают такие обращения через государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц.
Другие способы подачи электронных обращений в настоящее время не применяются в работе. Например, направленное обращение на адрес электронной почты государственного органа или государственной организации не будет учитываться и рассматриваться в рамках Закона об обращениях.
О понятии «электронное обращение».
Электронное обращение – обращение заявителя, поданное посредством системы учета и обработки обращений (статья 1 Закона об обращениях).
О системе учета и обработки обращений.
Государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – система учета и обработки обращений) – информационная система, предназначенная для подачи в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получения ответов (уведомлений) на них, а также для обработки электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу (статья 1 Закона об обращениях).
Владелец системы учета и обработки обращений – Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
Оператор системы учета и обработки обращений – республиканское унитарное предприятие «Центр цифрового развития».
Пользователи системы учета и обработки обращений – государственные органы и иные государственные организации, заявители.
Система учета и обработки обращений предназначена для автоматизации процессов подачи и учета обращений физических и юридических лиц в государственные органы и иные организации.
Система учета и обработки обращений обеспечивает информационную взаимосвязь между заявителями и организациями, информирование заявителей о ходе рассмотрения их обращений; предоставление возможности перенаправлять обращения для рассмотрения в другие организации в рамках их компетенции.
О возможности подачи обращений через систему учета обращений.
Система учета и обработки обращений обеспечивает возможность подачи электронных обращений и получения результатов их рассмотрения. Для этого создан отдельный сайт (http://обращения.бел), на котором заявителям необходимо пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых для регистрации данных.
Доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей осуществляется бесплатно. Через свой личный кабинет заявитель может направить обращения в необходимый для него государственный орган или организацию, а по результатам рассмотрения обращения ответы на них будут направляться заявителю в личный кабинет.
Подача обращений в системе учета и обработки обращений доступна только зарегистрированным пользователям.
Подача обращения осуществляется из личного кабинета зарегистрированного пользователя.
Лицо, подающее обращение, может быть физическим лицом или юридическим лицом.
В Системе учета и обработки обращений могут быть поданы как индивидуальные обращения, так и коллективные.
О способах регистрации заявителей в системе учета и обработки обращений.
Заявители регистрируются в системе учета и обработки обращений путем внесения в форму регистрации на интернет-сайте следующих сведений о себе:
При этом один адрес электронной почты и один абонентский номер сотовой подвижной электросвязи могут быть использованы для регистрации не более одной учетной записи заявителя.
В ходе регистрации заявитель подтверждает абонентский номер сотовой подвижной электросвязи путем внесения кода подтверждения, полученного в СМС-сообщении на указанный номер.
По завершении регистрации заявителя система учета и обработки обращений в автоматическом режиме формирует личный электронный кабинет заявителя.
Активация заявителем личного электронного кабинета осуществляется при первичном входе в порядке, установленном регламентом.
После активации личного электронного кабинета заявитель, являющийся юридическим лицом, для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений использует средство ЭЦП.
После активации личного электронного кабинета заявитель, являющийся гражданином, для идентификации и аутентификации в системе учета и обработки обращений может использовать:
После прохождения заявителем процедур идентификации и аутентификации система учета и обработки обращений осуществляет его авторизацию путем предоставления возможности использования в личном электронном кабинете доступных ему функциональных возможностей (пункты 34-38 постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 986 «О системе учета и обработки обращений»).
О сервисах и возможностях, которых предоставляет система учета и обработки обращений
Система учета и обработки обращений обеспечивает:
О преимуществах электронной формы обращений через систему учета и обработки обращений.
Преимуществом внедрения такого инструмента является повышение удобства заявителей при подаче электронных обращений и получения ответов на них. Вместо необходимости заполнения специализированной формы на каждом интернет-сайте государственного органа или иной государственной организации заявителю предоставляется единый интерфейс для оформления электронного обращения и его подачи в любую организацию, подключенную к системе учета и обработки обращений. Система учета и обработки обращений позволяет заявителю отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится электронное обращение. При этом вся информация о поданных электронных обращениях и полученных на них ответах (уведомлениях) доступна заявителю в одном месте посредством личного электронного кабинета в системе.
Порядок обжалования обращений
Порядок обжалования обращений указан в статье 20 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) «Обжалование ответов на обращения»:
Статья 20. Обжалование ответов на обращения
1. Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.
Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих организаций размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах организаций в глобальной компьютерной сети Интернет.
2. Вышестоящая организация при поступлении такой жалобы проверяет содержащиеся в ней сведения и при наличии оснований для положительного решения изложенных в обращении вопросов рассматривает обращение по существу либо выдает соответствующим организациям, рассматривавшим обращение по существу, обязательное для исполнения предписание о надлежащем решении этих вопросов, о чем уведомляет заявителя. Организация, получившая такое предписание, должна исполнить его в указанный в предписании срок, но не позднее одного месяца и в течение трех рабочих дней сообщить об этом в вышестоящую организацию, а также направить ответ заявителю.
3. Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
4. Ответ на жалобу в вышестоящую организацию может быть обжалован в суд, если при рассмотрении этой жалобы принято новое решение, относящееся к компетенции соответствующей вышестоящей организации.
5. Рассмотрение вышестоящей организацией жалобы по существу осуществляется в порядке и сроки, установленные настоящим Законом для рассмотрения обращений.
6. Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.
Порядок обжалования принятых судебных решений
В местные исполнительные и распорядительные органы поступает значительное число обращений граждан, которые касаются обжалования принятых судебных решений.
В то же время такие обращения не относятся к сфере действия Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», для их подачи законодательством Республики Беларусь установлен иной порядок. Кроме того, пересмотр судебных постановлений связан с необходимостью уплаты государственной пошлины, а также соблюдением четких требований к содержанию кассационной или надзорной жалобы.
Письменное обращение, поданное в местные исполнительные и распорядительные органы, не может быть основанием для пересмотра судебного постановления.
В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 10 вышеназванного Закона письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением порядка обжалования судебных постановлений.
В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 110 Конституции Республики Беларусь, статьей 22 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия, в том числе со стороны должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, недопустимо.
Аналогичная норма установлена и статьей 11 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ГПК Республики Беларусь), в соответствии с которой при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи независимы и подчиняются только закону. Вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.
Таким образом, принятые решения по гражданским делам, а также вынесенные определения суда могут быть обжалованы исключительно в порядке, установленном ГПК Республики Беларусь.
Так, в соответствии с Главой 28 ГПК Республики Беларусь суд первой инстанции в ходе производства по делу принимает судебные постановления в виде решений и определений.
Решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Определения суда первой инстанции подразделяются на:
Не вступившее в законную силу решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, а также иными лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях.
Апелляционные жалобы и (или) апелляционные протесты на не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции, частные жалобы и (или) частные протесты на не вступившие в законную силу определения суда первой инстанции рассматриваются:
Апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в пятнадцатидневный срок со дня вынесения решения или вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью, которая адресуется в суд апелляционной инстанции, но подается в суд, вынесший решение.
Апелляционная жалоба должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к процессуальным документам, содержащимся в статье 109 ГПК Республики Беларусь, а также требованиям, предусмотренным статьями 405 и 406 ГПК Республики Беларусь
Согласно статьи 312 Кодекса Республики Беларусь мотивировочная часть решения составляется в семидневный срок со дня подачи заявления об этом и поступления апелляционной жалобы или апелляционного протеста на решение. При этом, в случае пропуска срока на подачу заявления о составлении мотивировочной части решения по уважительной причине этот срок может быть восстановлен судьей, вынесшим решение.
Таким образом, юридически заинтересованные в исходе дела лица, в течение десяти дней после оглашения решения вправе подать заявление о составлении мотивировочной части решения, которая в течение семи дней со дня подачи соответствующего заявления составляется судьей и вручается заявителю. В данном случае апелляционная жалоба на решение суда подается в пятнадцатидневный срок со дня вручения лицу, имеющему право на апелляционное обжалование, по его требованию решения с мотивировочной частью, которая адресуется в судебную коллегию по гражданским делам соответствующего областного суда, но подается в суд, вынесший решение.
Апелляционная жалоба, поданная непосредственно в суд апелляционной инстанции, направляется судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для разрешения вопроса об ее принятии в порядке, предусмотренном ГПК Республики Беларусь.
С учетом изложенного, необходимо соблюдать установленный законодательством Республики Беларусь порядок обжалования судебных постановлений.
Главное управление юстиции облисполкома
Управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц облисполкома
Порядок рассмотрения обращений, на которые не распространяется действие Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»
Порядок рассмотрения обращений, на которые не распространяется сфера действия Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) указан в статье 2 Закона «Сфера действия настоящего Закона»:
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.
Законодательством о конституционном судопроизводстве могут устанавливаться особенности подачи и рассмотрения обращений.
2. Действие настоящего Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.